Алексей Никанорович Шестаков — учитель по профессии, участник Отечественной войны, активный бузулукский краевед и литератор.

Его жизнь, его творчество — пример упорной и кропотливой работы по сбору и изучению материалов по истории бузулукской земли, которая небольшим ручейком вливается в большую реку исторических знаний о России.

Написанные им работы — «Земля бузулукская», «Село Преображенка», «Невинности моей обитель», «Лез Толстой на бузулукской земле», «Бузулук литературный» — еще раз демонстрируют тот факт, что среди историков усилился интерес к »малой родине», «родному гнезду, родной земле. И сам он, родившись на этой земле, исходил ее босиком, плакал на ней и учился понимать добро и зло.

Алексей Никанорович родился в крестьянской семье в с. Боголюбовка Бузулукского уезда в 1914 г. Отец его, участник первой мировой войны, умер, когда парнишке шел шестой год. Ему пришлось мало учиться — надо было превозмочь нужду, ведь он работал по найму.

В 1932 г., получив семилетнее образование, начал работать в школе учителем. Но желание учиться не покидало его. Окончив рабфак, он поступил в только что открывшийся Оренбургский

учительский институт. В 1937 г. по распределению был направлен в Державинский район учителем русского языка и литературы. Продолжал учиться заочно. Молодой, энергичный специалист А. Н. Шестаков все свои силы отдавал школе.

Но вот в 1941 г. грянула война. Фашистская Германия напала на советскую Родину. Шестаков был в числе первых, кто начал бои с оккупантами на румынской границе. «Страшная картина войны первых дней на какой-то миг парализовала нас, — говорит он, — моя часть, как и все войска, захваченные врасплох, начала отступать».

В ходе боев была сформирована Приморская армия, которой поручается оборона Одессы. 74 дня стояли солдаты у стен города, пока не был получен приказ оставить Одессу и переправиться в Севастополь. Восемь кораблей осуществляли переброску гарнизона.

Только разгрузились, как снова приказ: «Спешно идти на Перекоп» — фашисты начали его форсировать. Наши части, не закрепившись на новом месте, начали отступать к Севастополю. Город со всех сторон был защищен нашими войсками.

Началась героическая оборона. Она длилась 250 дней. Враг сосредоточил против Севастополя 300 тыс. армию, 450 танков, 2 тыс. орудий, 600 самолетов. Он многократно превосходил нас в людях и вооружении.

Но и в такой обстановке гарнизон, где служил Шестаков, предпринял наступление. Горела земля, дымились камни, плавился металл. Кто, кажется, мог остаться в живых? Но, как только стихали залпы, поднимались навстречу танкам солдаты и матросы.

Гитлеру, чтобы взять Францию, потребовалось 18 дней, а чтобы взять Севастополь, — 250. На каждый квадратный метр приходилось 1,5 тонны металла в боеприпасах.

«Подвиг севастопольцев, их беззаветное мужество, самоотверженность, ярость в борьбе с врагом будут жить в веках. Их увенчает бессмертная слава…» — писала 4 июля 1942 г. газета «Правда», Писатель В. Карпов, участник обороны, в романе «Полководец» пишет:«В Севастополе все: от солдата до генерала — герои».

Но гарнизон в нужный момент не был эвакуирован, и Шестаков попал в плен. Плен… Кто этого не испытал на своей шкуре, тому сразу не объяснишь, что это значит. Потянулись каторжные дни в лагерях, в шахтах. Для Сталина всякий, оказавшийся по ту сторону фронта ( независимо от того, как и почему ), — враг. Поэтому Советский Союз не подписал Женевскую конвенцию. И немцы издевались над советскими пленными как могли. Телегами ежедневно вывозили из лагеря в ров трупы.

Когда закончилась война, начались «фильтры», допросы, подозрения. Шестакова спасло от последующих лагерей то, что он был пленен с гарнизоном. «С берлинского фильтра, — рассказывает Алексей Никанорович, — я был направлен в воинскую часть № 33, расположенную в Берлине, где еще прослужил полгода и был демобилизован». На родной земле не все по-доброму смотрели на тех, кто был в плену, что, естественно, угнетало и унижало.

Истосковавшийся по любимой работе учитель с большим рвением взялся за работу в школе. Своим честным трудом быстро завоевал авторитет и уважение в коллективе, что подтверждает тот факт, что уже в 50-ом году он был награжден знаком «Отличник народного просвещения». В его книжном шкафу хранятся более двух десятков грамот.

Рожденный в селе и проработавший в ней 25 лет, он видел, как уходят в небытие малые российские села, как зарастают бурьяном покинутые дома. Может, именно тогда Алексей Никанорович возложил на себя трудную обязанность — сохранить, хотя бы в памяти народной, «земли родной минувшую судьбу». Учитель объезжает почти все села района, беседует с жителями. Кропотливо работает в архивах, ведет переписку с краеведами и историками. В результате родилось несколько брошюр, буклетов, газетных статей. Как активного краеведа его приглашают на первый съезд краеведов Оренбуржья, где он уже тогда показал 8 томов рукописных книг. Его приглашает Московский аграрный институт ВАСХНИЛ для участия в энциклопедическом описании сельских поселений России. Он благодарен районной администрации, филиалу облархива за оказанную помощь в издании брошюр и буклетов. В эти дни наш герой заканчивает книгу о селе Державине, которому в 1996 году исполняется 240 лет. Одновременно работает над книгой рассказов «Были старого Бузулука».

Так постоянно, в труде и поисках, живет защитник Севастополя, учитель, летописец родной земли. На его столе мы видим горсть земли Севастополя и символ города — памятник «Затопленным кораблям».